В лютые стужи, январские морозы, когда пурга заметает даже заячьи тропы и волчьи дороги, приходила на помощь нашим предкам-славянам прелестная богиня Жива - властительница метелей, Метелица. Она считалась снежной царицей, владычицей морозов, начальницей зимних стуж, чаровницей и целительницей. Богиня помогала путникам в пургу, указывала тропки охотникам, помогала женщинам при родах, мамкам - при уходе за малышами, стариков снабжала памятью и достоинством. Она помогала даже, к примеру, носить воду в деревянных бадьях и ведрах - на коромысле, учила молодок красивой работе. Притягательна была ее осанка, хрупки на глаз руки, плечи же - очаровывали даже злых старух-ведуний, соперницы завидовали Живе по-хорошему.
Красавицы писаные, княгини и княгинюшки, барышни и боярышни, сердцеедки сельские и деревенские, городские завлекательницы, станичные ухажеры верили, что Жива питается только лесными яблоками из глубокой чащобы, полевой клубникой и лесной земляникой в меру - от этой пищи якобы ее сказочная стать, колдовская красота для мужчин женатых, холостых парней, молодцов богатырских. И еще штрих: вечно юная Жива знала и знает тайну неувядающей молодости - секрет «живой воды». Пьет она только воду, растопленную из снега, летом - изо льда, который берет из ледников - глубоких погребов для хранения продуктов и припасов. Тщательно хранила Метелица-Жива секреты «молодильных яблок» и «живой воды». Далеко не всем открывала их, часто игнорируя просьбы цариц и знатных дам, мольбу и заклинания увядающих красавиц...
читать дальшеНеравнодушна была Жива к своим приемным детям, то есть всем, появившимся на свет в январе. Наделяла она их присущими ей самой изяществом, красотой, статью, умом. А кроме того, заботой об окружающих, ведь привыкла Метелица обеспечивать жизненной влагой всех людей и, разумеется, зверей и зверушек, особенно тех, кого все обижают. А зовут на Руси такого зверька белым зимой, серым осенью, рыжим летом, а всегда - косым. Все поговорки о нем - охотничьи. И вот любо охотнику целыми часами гоняться за косым: «Коня положу, да зайку ухожу», «Не дорог конь - дорог заяц», «Рубль бежит - сто догоняют», «Заяц в стогу - Жива рядом», «Жива зайку бережет», «Муж - зайка, да жена байка», «Он - зайка, она - лиса» и т.д. И правда в том, что трусоват заяц, но есть на Руси и другой зверь, который его боится. Так, лягушка-дурнушка, бывшая Царевна-краса, сразу же прячется в болото при виде такого страшилища. Подумать только! У зверька косые очи, хомячьи зубы и «заячья губа», задние ноги намного длиннее передних, «хвост волчком - тянется вершком».
Люди добрые и недобрые зовут трусишку косым и все же в обществе величают заинькой. В старину, совсем еще недавнюю, девка на выданье запевала: «Заинька, и где был, побывал? Серенький, и где был, побывал?»
Другая девица вторила: «Был, был, парень мой, был, был, сердце мое, я во лесе в ельничке, на зеленом сенничке».
- Что ж ты делал, заинька? Что ты делал, беленький?
Третья девица заливалась: «Я капусту ломал, зеленую поглодал...»
- Заинька, поклонись, серенький, поклонись! Заинька, кого любишь, серенький, кого любишь, заинька, поцелуешь, серенький, приголубишь...
Заинька - парень целует какую-нибудь девушку под припев хоровода: «Вот как, вот как поцелуешь!»
После этого его заменяет поцелованная, и он присоединяется к поющим, которые заводят новую песню - «заиньку». Чаще всего, если в кругу стоит девушка, пелись такие слова: «Стелю, стелю постельку пуховую. Кого люблю, кого люблю, того поцелую».
Почему же зайцу такая честь? Да потому, что его с незапамятных времен жалеет красавица-славянка Жива, русская Метелица. Она, по поверью, покровительствовала еще и вдовам, и многодетным матерям, и обманутым девицам, и всем детям, и всем старикам. Богатым и бедным, знатным и простым, умным и неумным, чудакам и серьезным, понятливым и непонятливым.
Поэтому и приемные дети Метелицы-Живы радеют о пользе всего сообщества людей, забывая, правда, при этом о своих близких. Подобно Живе, способны они утешить обманутых, успокоить тоскующих, умиротворить самых буйных, самых гневных из людей. Разливают вокруг и около себя благородство и мудрость, которых не останавливают на этом поприще ни людская молва, ни самодурство начальников, ни угрозы властелинов, господ и палачей. Вместе с тем красота и изящество оборачиваются для них капризностью, необязательностью, неопределенностью, непредсказуемостью. Но что поделаешь: красавцы и красавицы всегда капризны...
К сожалению, картиночку подобрать не могу Может, у кого есть?