Часто встречал указания на то, что с помощью мата можно защититься от лешего. Вот, попалось в руки мощное исследование.
Успенский Б.А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии.
(Статья помещена в сборник трудов:
УСПЕНСКИЙ, БОРИС АНДРЕЕВИЧ. Избранные труды : В 2 т. - М. : Гнозис, 1994.
Т.2 : Язык и культура : Языковая полемика икульт.конфликты.Экспрессив.фразеология (семантика рус.брани).Структурапоэт.текста. - 686 с. - (Язык.Семиотика.Культура). - Библиогр.:с.567-661.-Список тр.Б.А.Успенского:с.624-661.- Имен.указ.:с.664-684. - 10000 экз. - ISBN5-7333-0406-5 : Б.ц.)
В ней очень много всего интересного, приведу лишь несколько наиболее занятных выдержек.
Матерная ругань рассматривается как явление того же порядка, что и специальные святочные обычаи (такие как обычай колядовать, кликать плугу, петь овсень -таусень и т.п.)./59\
Матерщина выступает в одном ряду с типичными атрибутами языческого поведения, регулярно обличаемыми в поучениях, направленных против двоеверия. Такие же атрибуты фигурируют и в наказе Троицкого Ипатьевского монастыря монастырским приказчикам (17 в.), где предписывается, чтобы монастырские крестьяне "матерны и всякими скверными словами не бранились, и в бесовские игры, в сопелии в гусли и в гудки и в домры, и во /59\ всякие игры не играли"; и в этом случае матерная брань упоминается в контексте обличения языческих по происхождению обрядов./60\
... поучения против матерщины находятся в непосредственной связи с обличением языческих обрядов и обычаев./60\
С человеком, который материться, не следует "ни ясти, ни пити, не молиться, аще не останется (т.е. не оставит) такового злаго слова". Как известно, отказ от общения в еде, питье и в молитве принят вообще в случае конфессиональных разногласий - в данном случае соответствующее предписание указывает на то, что матерщинник не христианин, но язычник./61\
... встречающее в древнерусской учительской литературе мнение, что матерная брань - "то (читай - это) есть жидовское слово"; соответственно, в одном из вариантов апокрифической "Епистолии о неделе" (Свиток Иерусалимский) Господь говорит людям: "По-жидовски не говорить, матерны не бранитеся", т.е. матерная брань и в этом случае воспринимается как "жидовская речь". При интерпретации подобных высказываний необходимо иметь в виду, что "жидовское", как и "еллинское", может отождествляться с язычеством, и, тем самым, славянские языческие боги могут трактоваться как "жидовские" - мы встречаем, например, упоминание о "жидовском еретике Перуне" и "Хорсе-жидовине" и т.п. Совершенно аналогично объясняется и ходячее представление о татарском происхождении матерной брани./61\
Способность матерно ругаться приписывается домовому./61\
Представление о том, что черту свойственно материться, находит иногда отражение в космогонических преданиях./61\
Необходимо отметить, что матерная брань в ряде случаев оказывается эквивалентна молитве. Так, для того, чтобы спастись от домового, лешего, чёрта и т.п., предписывается либо прочесть молитву (по крайней мере осенить себя крестом), либо матерно выругаться - подобно тому, как для противодействия колдовству обращаются либо к священнику, либо к знахарю./63\
При этом матерщина может рассматриваться даже как относительно более сильное средство, т.е. возможны случаи, когда молитва не помогает, а действенной оказывается только ругань./62\
Совершенно также магический обряд "Опахивания", совершаемый для изгнания из селения эпидемической болезни (которую также отождествляют с нечистой силой), в одних случаях сопровождается шумом, криком и бранью, в других - молитвой./62\
Поскольку те или иные представители нечистой силы генетически восходят к языческим богам, можно предположить, что матерная ругань восходит к языческим молитвам или заговорам, заклинаниям; с наибольшей вероятностью следует видеть в матерщине именно языческое заклинание, заклятие./62\