Матерщина может выступать у славян в функции проклятия./63\
В летописях - "не только надсмеялись и обругали греком, не только оскорбили, но и обматерили". Слово "опсоваше" "изматерили" в этом контексте, по-видимому, означает не просто "обругали", но именно "прокляли"./63\
Дальше встречаются нецензурные слова - в сугубо научном контексте.
читать дальше
Соответственно, глагол, восходящий к слав. *jebati, может выступать в значении"проклинать", поскольку глагол этот соотносится с общим значениемаматерного выражения (ср. например, чешск. jebati"проклинать" и т.п.), мы вправе и в этом случае усматривать следыритуального употребления матерщины. Совокупность приведённых фактов позволяетотнести подобное употребление к общеславянской эпохе./64\<o:p></o:p><o:p>
</o:p>
Ритуальная функция матерной брани проявляется и в характерееё усвоения. Есть указания на то, что родители в процессе воспитания детейболее или менее сознательно обучали их матерщине, т.е. это входило как бы вобразовательный комплекс./64\<o:p></o:p>
Точно также и Олеарий, говоря о матерных выражениях урусских, замечает: "Говорят их не только взрослые и старые, но малые дети,ещё не умеющие назвать ни Бога, ни отца, ни мать, уже имеют на устах ебу твою мать, и говорят это родителидетям, а дети родителям"./65\<o:p></o:p>
<o:p>
</o:p>
Поучение против матерщины "Повесть св. отец о пользедушевной всем православным христианом", приписываемое иногда ИоаннуЗлатоусту (начало: "Не подобает православным христианом матернылаяти..."
. В нём говориться, что при матерной ругани оскорбляются триматери - Богородица, родная мать и мать-Земля. Здесь же сообщается, чточеловек, который выругался матерной бранью, не может в тот же день войти вцерковь, что, по-видимому, обусловлено языческой природой матерщины, т.е. противопоставленностью/65\ христианского и языческого культа./66\<o:p></o:p>
В другом апокрифе, специально посвящённом интересующей настеме, в уста Господа вкладываются следующие слова: "Иной, восстав от сна,не умывается и, не сотворив на себе крестнаго знамения, начинает лаятьсяматерно, не подумает о том, что 1-я мать наша Пресвятая Богородица, котораяродила Спаса всего мира... ; 2-я мать наша земля, ибо от земли созданы и вземлю паки пойдём; 3-я мать наша, которая в утробе нас носила и рождестве вашемнечистоту обмыла... Аще который день человек матерно ругает, в то самое времянебеса ужаснуться, земля потрясется и мать Божия на престоле вострепещется итого дня у /66\ человека уста кровью затекается и тому человеку не подобает вцерковь ходить, креста целовать и причастия принимать"./67\
05.08.2007 в 14:51
06.08.2007 в 11:03
А если рассмотреть его интервью более-менее серьёзно, то:
1) дикая, просто дичайшая смесь из различных языков. Допускается, насколько я помню, что можно пользоваться индоевропейскими корнями, для прояснения смысла слов в индоевропейских языках. (Фасмер Этимологический словарь русского языка - есть, кстати в электронном виде, в Сети). НО привлекать для разъяснения слова "крестьянин" китайские инь и ян - это уже чересчур.
2) Не знаю, каких "археологов" языка Задорнов читал, но недурно было бы для начал посмотреть, что эти слова обозначают в действительности и каково их настоящее происхождение.
- Тот же "йог" это не вывернутое наизнанку "гой", будто бы "актив-пассив". Это слово родственно русскому иго, английскому "ярмо" и т.п. Т.е. его значение не "пассивный", а "впрягшийся", может быть (по семантическому пучку) "пашущий".
- Слово "сарай" тюркского происхождения, и объяснять его через славянские корни - неправильно.
- Ра как "солнечный свет" идёт из "панегипетских версий" 19 века, когда культура всех народов разъяснялась через египетское влияние. (Мне лично неприятно, когда культуру моего народа и этноса возводят к более древней и "типа более культурной/цивилизованной" нации. Сами с усами, лаптем щи не хлебаем. И наши онучи, ихних не вонюче.)
ЗЫ Это комментарий к точке зрения, ни в коем случае не перехожу на личности.
06.08.2007 в 11:30
Всем известно, что леший не переносит ругани. Некоторые христиане усматриваю в этом высшее проведение, говоря,
что нечить мата боится. Это в самом деле так, но я бы ни в коем случае не стал придавать мату сакральный смысл. Дело в том, те ущества, которые являеются для христан нечистью - лешие, домовые, пусалки, дивы, банники, берегини и прочие - для язычников являются думахи-покровителями и иногда воплощением душ умерших предков, к которым как известно относиться следует с большим почтением.
Известно, что этих духов (эфирных существ - называйте как хотите) можно призвать и даже придать им вещественный облик, совершив соответствующее священное действо (правда иногда можно обойтись и без него, когда эти существа изначально расположены к вам - они сами явятся, когда им будет угодно) или же наоброт прогнать их, например той же матерной руганью, которая в таком аспекте выступает как анти-молитва. Если использовать её грамотно - можно избежать многих неприятностей, которые приносят с собой нисшие духи, но совсем не стоит использовать её повсеместно. Потому как кроме того, что это неэтично, вы можете лишить себя покровительства этих существ (например домойвой вполне сможет просто сбежать из дома заядлого матершинника и оставить его без присмотра) или даже покровительства предков.
Так что ругайтесь с умом и по делу!
07.08.2007 в 02:13
Рекомендую посмотреть работу Константина Крылова "Русская идея. Всенародны культ Пи..ца".
Весьма интересная работа о мате и его подоплеке.